Еленские

Еленские являлись старинным шляхетским родом герба «Корчак». Изображение герба довольно интересно: в красном поле щита три серебряные ленты, а над короной в золотой чаше стоит на задних лапах серебряная собака, символизирующая верную службу.

С 1772 по 1785г Гедеон Еленский занимал пост старосты мозырского.
С 1787 по 1794г старостой был Ян Еленский.
Феликс же Еденский в 1807г служил в Мозыре поветовым маршалком.
Трагически сложилась судьба мозырского шляхтича, публициста 18в Иосифа (Язепа) Еленского.

Родился Иосиф Михайлович в 1756г в имении Свенторечье Шавельского повета (Литва). Разорившаяся семья переехала в деревню Малые Прудки, что на Мозырщине, где и прошло детство будущего публициста. Образование он получил в школе мерников (землемеров) Маркевича, открытой в Гродненском предместье Городница. А после учебы поступил на службу к графу Антонию Тызенгаузу. И вот на этом факте его биографии, стоит остановиться подробнее. Начнем, пожалуй, с предыстории.

Середина 18в – время настойчивых поисков выхода из затяжного политического кризиса в Речи Посполитой. Сторонники реформ во главе с польским королем Станиславом Августом Понятовским, энергично проповедовали идеи Просвещения и на их основе практиковали преобразования в различных областях общественной жизни того времени. Вот таким просветителем-реформатором и был один из самых крупных и радикальных деятелей граф Тызенгауз.

Будучи литовским подскарбием, заведовал граф королевскими экономиями на территории Беларуси и Литвы и основал в Гродно многочисленные мануфактуры и первые в Речи Посполитой профессиональные школы для бедных. Одной из них и была школа мерников, в которой учился Иосиф Еленский.

Для преподавания граф приглашал высококвалифицированных специалистов, интересовался достижениями европейской науки и культуры, французской просветительной литературой. По заданию Тызенгауза за границу отправлялись способные к наукам люди для изучения европейского опыта.

При содействии Тызенгауза с 1776г стала выходить в свет «Гродненская газета». О «вольнодумстве» редактора говорит тот факт, что смелые публикации не раз вызывали недовольство короля. По требованию последнего в Гродно даже ввели должность газетного цензора.

Конечно, учеба в школе, а потом и служба у такого человека как граф Тызенгауз, не могли не повлиять на мировоззрение обедневшего шляхтича Еленского. Испытывая нужду, пришлось ему поработать и писарем, и землемером, и бухгалтером, и сплавщиком леса. Позже – коморником на Мозырщине и Полотчине.

С 1790-х годов Иосиф Еленский часто бывал в Петербурге, где в 1794г по доносу был арестован за вольнодумство. Великая французская буржуазная революция и польское восстание под руководством Тадеуша Костюшко – предметы немалых тревог российской императрицы Екатерины П. А тут еще и «мозырский помещик и землемер Иосиф Михайлов сын Еленский» со своими идеями. И не где-нибудь, а в столице империи!

При обыске у Еленского нашли три рукописи на польском языке. Одна из них была написана в форме манифеста, якобы, от имени польского короля. В обращении к народу провозглашалась ликвидация крепостного права, сословных дворянских привилеев, а король признавался равным с людьми других сословий. Третья же рукопись была не окончена и называлась «Воззвание к народу – общему собрату нашему». В ней были описаны ужасные картины подневольной крестьянской жизни и приведены аргументы в пользу того, что крестьянство является основным создателем материальных ценностей.

На допросах Еленский показал, что не он автор рукописей и что эти тексты широко распространены в Курляндии. Копию же он получил от некоего Бенедикта Кравца. Однако дополнительные дознания и розыски в Курляндии слова Еленского не подтвердили – ничего подобного найдено не было.

За хранение рукописей Иосифу Еленскому угрожала смертная казнь через повешение. Чтобы избежать этого, он написал в мае 1794г прошение о принятии православной веры и ссылки в какой-нибудь монастырь. Екатерина П долго не думала и выбрала Соловки – место дальнее и надежное. Пусть посидит крамольник в сырых и холодных казематах, глядишь, вся крамола из него и выветрится.

Но Иосиф Еленский, получивший при крещении имя Алексей, и в Соловецком остроге «не угомонился». После смерти Екатерины П и восшествии на престол царя Павла 1, 27 июня 1794г революционер передал Соловецкому архимандриту Ионе рукопись, написанную на русском языке, под названием «Благовесть к Израилю российскому». Якобы получил ее Еленский от одного камердинера. А говорилось в рукописи ни много, ни мало о бесправном положении крестьян в Российской империи и проповедовалась борьба против существующего строя. Основными виновниками народных страданий объявлялись дворяне и чиновники, а царю рекомендовалось дать волю всему «российскому и славянскому» народу, упразднить дворянское сословие. Был разработан и проект «Присяги царской», в которой царь должен обещать отмену всех званий. По проекту автора должны были остаться «три вида народов: землеробы, ремесленники, купецкие, и они все между собой ровные, и разумные люди из их среды будут всюду с царем присутствовать». Рекомендовалось повсеместно для народа открыть школы и составить и бесплатно раздать грамматики «на разных языках».

Архимандрит, ознакомившись с рукописью, переслал ее архангельскому военному губернатору, а тот отправил ее императору, добавив свои соображения о том, что бумаги Еленского противоречат «божьим и государственным указаниям», склоняют «к возмущению и вольности народной».

Напрасно Еленский надеялся на добрую волю царя. Павел 1, прочитав рукопись, впал в ярость, впал в ярость, возмущаясь «дерзостью, неистовством и коварством сочинителя».

Лишь после смерти императора Павла 1 в 1801г и воцарения Александра 1 Еленский был выпущен из Соловецкого острога. Годы заточения и утраченные надежды дали о себе знать. Физически немощный, с расстроенной психикой и нищий Еленский долгое время скитался по городам и весям империи, выпрашивая милостыню. Очередным его пристанищем стала Александро-Невская лавра, где и примкнул он к секте скопцов. В 1804г за распространение скопической ереси Еленского выслали в Суздаль, в Спасо-Ефимьев монастырь. Там он и умер.

Смелые мысли Иосифа Еленского не стали широко известны. Ныне жеего рукописи хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Что же касается других представителей рода Еленских, живших в Мозырском повете, то необходимо упомянуть еще одного из них.

5 июля 1818г в Копаткевичах (ныне Петриковский р-н) родился Еленский Антон Павлович – один из руководителей восстания 1863-64гг. Еще в 1840-е годы он стал сторонником аристократической эмиграции Чарторийского и высказывал мысли об упразднении крепостного права. В 1860-е годы он становится одним из вождей «белых» в Беларуси и Литве.

В отличие от партии «красных» «белые» выступали против вооруженного восстания, надеясь мирным путем добиться от царского правительства уступок и восстановления Речи Посполитой в пределах 1772г. Однако, боясь, что восстание перерастет в народную революцию, «белые» решили присоединиться к борьбе. Так поступил и Антон Еленский. Богатый и многими очень уважаем за свои добродетели и любовь к краю, он стал одним из главных деятелей партии «белых» на литовско-белорусских землях. С сентября 1862г был избран членом Виленского комитета «белых», а с февраля 1863г – членом Отдела руководства провинциями Литвы.

Еленский непосредственно управлял повстанческой организацией Минщины, организовал распространение на Беларуси подпольных изданий. 1 июня 1863г Антон Павлович был арестован и в 1865г осужден на 15 лет каторги в Сибирь. Освободившись, переехал жить в Краков. Умер в Вильне в 1874г.

Что же касается земельных владений Еленских, то Казимиру (представителю 7-го поколения рода) принадлежали имения в пяти поветах. В Мозырском же владел он Комаровичами и селением Бобрик. Все эти земли в 19в унаследовал потомок Казимира – также Казимир Еленский (1826-76гг). В 1849г он закончил Императорский С.-Петербургский университет со степенью кандидата и служил в Виленском уездном суде. В 1851г выслужил чин коллежского секретаря.

В Мозырском повете Еленским также принадлежали Большие и Малые Зимовищи и вышеназванные Копаткевичи. В 1796г на средства Еленских в Копаткевичах был построен деревянный костел, при котором существовал небольшой монастырь базилианов. В 1868г имение это становится собственностью генерала Цылова.


Вернуться в начало

На сайт "Мозырь древний"

Все о краеведении

Как изучать свою родословную?

Хостинг от uCoz