Федор Стравинский

Имя Федора Игнатьевича Стравинского мало кому из мозырян известно. Редкий ценитель классической музыки припомнить, что был он отцом известного русского композитора Игоря Стравинского и предопределил творческий путь Шаляпина. Имя талантливого оперного певца, непревзойденного мастера сценического перевоплощения, представителя той плеяды певцов, которые утвердили в русском сценическом искусстве реалистическое направление, померкло в сиянии светил первой величины того времени. И уж совсем стерся из памяти потомков тот факт, что начинал он свой творческий путь, будучи учащимся Мозырской гимназии.

Ф.И.Стравинский принадлежал к старинному шляхетскому роду герба «Сулима» (в документах герб упоминается с 1500г). Мозырь знал еще одного представителя этого рода - Бальтазара Стравинского, старосту. Усилиями Бальтазара в 1616г в городе был построен первый костел – фара. Брат же Бальтазара Стравинского – Эразм – уже упоминался нами в главе о мозырском хорунжем Осипе Будиле. Еще один представитель рода Стравинских – Бальцер – был старостой мозырским до 1607г, но пользовался другим гербом – «Долива» (первая запись герба в судебных делах – с 1402г).

Но вернемся к Ф.Стравинскому. Родился он 20 июня 1843г в имении Новый двор, что под Речицей. Его отец, Игнатий Игнатьевич, был не очень удачлив в делах, терпел нужду, а семейство имел большое. Поэтому маленького Федора всзял к себе на воспитание его более состоятельный дядя Станислав Игнатьевич. В 1850-е годы Федор поступает в Мозырское дворянское училище, которое в 1859г было реорганизовано в Мозырскую гимназию. С 1859г семья Стравинских переезжает на Украину и Федор до 1861г учится в Нежинской гимназии, но с 1861г снова возвращается в Мозырь.

Именно в Мозыре Ф.Стравинский впервые пробует свои силы на сцене. В период учебы, начиная с 1864 по 1865г, он принимает участие в постановках маленьких пьес на школьной сцене. В то же время проявилась в нем тяга и к изобразительному искусству. Увлекаясь уроками рисования, приобрел по настоящему профессиональные навыки. Сохранились карандашные зарисовки персонажей к школьным пьесам (хранятся в Центральном театральном музее в Москве). Эти эскизы не были просто рисунками, Они помогали вжиться в образ, наяву представить то, что нужно было выразить актеру. А это свидетельствует о той требовательности, с которой относился к себе Ф.Стравинский, выполняя свои обязанности. Таким же требовательным он останется до конца жизни.

«Высокий, стройный и красивый юноша этот отличался своей благовоспитанностью. Учился он у меня старательно и отвечал уроки не в зубрежку, а с толком. Мало того: он обращался ко мне с различными вопросами по литературе и вне классного времени. Я охотно удовлетворял его любопытство». В ученическом хоре «Стравинский занял… первое место и скоро привлек внимание всего города». (Г.К. (один из учителей Мозырской гимназии) «Прощальное слово моему ученику новопреставленному Федору Игнатьевичу Стравинскому» - «Виленский вестник», 1902, №292).

Участвуя в спектаклях в пользу необеспеченных товарищей, Федор Стравинский и сам-то мало получал денег из дома. Ведя расходные книги, как было очень распространено в то время, он давал отчет о каждой истраченной копейке. Эта аккуратность в денежных делах тоже сохранилась в нем на всю жизнь, приучая к строгой самодисциплине и внутренней организованности.

Интересно было бы заглянуть в эти расходные книги. По свидетельству внучки знаменитого певца К.Стравинской (она бережно хранила их как память), в них записывались «не только расходы на хозяйство и прислугу, но подробно описывались все поездки с путевыми мытарствами и перипетиями». Ознакомившись с записями, мы узнали бы много бытовых подробностей того времени. Ныне «Расходные книги» Федора Игнатьевича хранятся в бывшей Публичной библиотеке им. М.Я.Салтыкова-Щедрина, а теперь Российской национальной библиотеке в Петербурге.

Осенью 1865г, закончив Мозырскую гимназию, Ф.Стравинский поступает на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. А в 1866г переводится на юридический факультет Киевского университета. Из-за недостатка денежных средств он оставляет Киевский университет и в 1868г, в возрасте 25 лет, поступает в Нежинский лицей. Материальную помощь ему оказывал брат Александр, ставший к тому времени офицером.

Во всех учебных заведениях Ф.Стравинский продолжал заниматься пением, участвовал в ученических спектаклях, увлеченно рисовал. Имея материальные трудности, получив в Нежине юридическое образование, он все же выбирает своей профессией не юриспруденцию, как впоследствии поступит и его сын Игорь, а следует зову сердца. Колеблясь между поступлением в консерваторию и в Академию художеств, Ф.Стравинский решит стать артистом. В октябре 1869г он поступает в Петербургскую консерваторию. А чтобы получить хотя бы минимальные средства к жизни, служит в канцелярии Русского музыкального общества (инвентаризирует имущество). Некоторую материальную помощь продолжает оказывать и брат Александр.

После окончания консерватории в 1873г жизнь Ф.Стравинского вместила в себя многое. Его ждали три года выступлений в провинциальных театрах, встреча и брак с любимой женщиной, переезд в С.-Петербург, любовь и почитание зрителей, равнодушие и даже враждебность театральной администрации, счастье отцовства, боль утраты (смерть старшего сына Романа), непрерывная работа в искусстве, помощь нуждающимся, почти затворнический образ жизни в Петербурге…

Звучный, большого диапазона (свыше 2-х октав) бас Ф.Стравинского не отличался красотой тембра. Но благодаря хорошей вокальной школе и упорному труду певца приобретет ровность и полноту звучания во всех регистрах. К тому же артист поразил зрителей и критиков необычайной разносторонностью и многогранностью своего таланта, проявляя себя во всех областях театрального искусства. Он создал яркие сценические образы, среди которых Иван Грозный, Князь Игорь, Кузьма Минин, Мазепа, Мефистофель и многие другие. Имея большой жизненный опыт, изучив поместный, крестьянский, чиновничий быт, жизнь столичную и провинциальную, умея отобрать характерное и типичное, по книгам и историческим документам изучая эпоху, среду, к которой относилось действие оперы, самостоятельно делая зарисовки к гриму и костюму, он так впоследствии вживался в образ, что поражал зрителей правдивостью и натуральностью своей игры. Будучи одним из ведущих артистов Мариинского театра, Федор Игнатьевич не отказывался исполнять роли второго и даже третьего плана. К ним он готовился не менее тщательно. И игра великого мастера даже таким ролям придавала силу и значение, что неизменно отмечали зрители и музыкальные критики.

Страстный библиофил с более чем двадцатилетним стажем, он собрал одну из богатейших библиотек, считавшейся самой лучшей, едва ли не уникальной в Петербурге. О собрании книг, гравюр, литографий и портретов Стравинского писали в газетах. Она упомянута в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Владея, кроме русского и украинского, польским, латинским, французским, итальянским и немецким языками, он многие произведения прочитывал в подлинниках. Но это была не только страсть коллекционирования. Как говорил сам Ф.Стравинский, книги помогали ему в работе. Необходимый для изучения материал он находил в собственной библиотеке и лишь затем приступал к вокальной стороне партитуры.

Но и любовь к рисованию не оставила его. С бумагой и карандашом Ф.Стравинский не расставался. Увиденные лица, будущие персонажи, места, где отдыхал летом, все запечатлевал маленькими графическими этюдами. Только теперь эту свою увлеченность Ф.Стравинский направил, прежде всего, на помощь главному выбору жизни – пению. Портретные зарисовки к ролям составили основное направление его изобразительного таланта.

В 1898г, после 22 лет сценической деятельности, Ф.Стравинский был награжден орденом св. Станислава Ш степени. В январе 1901г, к 25-тилетию творческой деятельности, ему было пожаловано звание заслуженного артиста императорских театров с выдачей установленного золотого знака. В Мариинском театре в честь юбилея была поставлена опера Серова «Юдиф», в которой сам юбиляр исполнил партию Алаферна. А подарки и поздравления Ф.Стравинский получил не только от близких и знаменитых людей, но и от сотни поклонников, выразивших ему свою любовь и признательность. Даже император Николай П уделил певцу целых два часа в личной аудиенции, а в мае 1901г артист был награжден орденом св. Анны Ш степени.

За всю свою творческую деятельность Ф.Стравинский принял участие в 1400 спектаклях и исполнил около 70 ролей.

Умер Ф.Стравинский 21 ноября 1902 года и был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге, а затем перезахоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. В 1936г его останки и памятник с его могилы перенесли на кладбище Александро-Невской лавры.

Жена Ф.Стравинского – Анна Кирилловна – вплоть до своего отъезда во Францию к сыну Игорю в 1922г, полностью сохраняла в неприкосновенности облик не только квартиры, но и кабинета с библиотекой мужа. Лишь в 1918г она передала в дар консерватории нотные собрания. Вся остальная библиотека со временем перешла к сыну Юрию. Значительную часть распродали, а после смерти Юрия Федоровича, в блокаду Ленинграда, почти все книги были расхищены.

Большое фойе бывшего Мариинского театра украсил бюст Ф.Стравинского работы Шервуда, а до 1930-х годов протянулась хрупкая ниточка преемственности. Однако время неумолимо стирает не только материальные ценности, но и память. Лишь во власти людей бережно сохранять ее для будущих поколений, чтобы о замечательных людях прошлого напоминали не только скупые строки энциклопедий.

На этом можно было бы закончить повествование, но остался открытым вопрос. Не слишком ли большую роль в жизни Ф.Стравинского автор приписала учебе в Мозырской гимназии? Ответим словами одного из исследователей творчества великого певца: «Работая над ролью, сам артист с особой тщательностью изучал социальный круг и бытовые условия, в которых вырос его герой, изучал его психологические, национальные черты, а потом с идеальной точностью воспроизводил на сцене. Именно поэтому игра мастера становилась правдивой и поражала зрителей». Не поступал ли так великий актер потому, что помнил о своих корнях, помнил землю, которая его взрастила?


Вернуться в начало

На сайт "Мозырь древний"

Все о краеведении

Как изучить свою родословную?

Хостинг от uCoz